Услуги – высокая печать?

Высокая печать, или letterpress по-английски, — это метод печати, которому уже около 500 лет. Ее название буквально описывает процесс: при печати краска наносится на выступающие (высокие) элементы, которые расположены выше основания, и при оттиске вдавливается в бумагу. Высокую печать характеризует рельефный, углубленный отпечаток с четкими краями. Исторически печать производилась с наборных шрифтов, металлических для текста и деревянных для акцидентного набора (афиш, визиток и так далее). Сейчас печатают с фотополимерных форм, что позволяет использовать весь спектр современных шрифтовых гарнитур и компьютерную верстку макетов.

Высокая печать в том виде, в котором ее понимают сейчас, — это прежде всего так называемый «Job printing» — печать небольших тиражей или тиражей меньших форматов, чем полный лист. Именно в таком качестве она существует с середины XIX века по настоящее время и набирает в России все большую популярность среди заказчиков премиальной малотиражной продукции.

Как мы делаем высокую печать у нас, в Суворов и Ко:

Высокая печать технологически не сильно изменилась за последние полторы сотни лет — в нашей мастерской мы используем печатный пресс, который был изготовлен, когда еще не был построен «Титаник». Подробнее о наших машинах, их истории и нашей любви к ним вы узнаете в разделе «О мастерской»

Процесс изготовления печатного изделия от начала и до конца выглядит следующим образом: заказчик предоставляет макет в одном из векторных форматов, например в PDF. Все шрифты в файле предварительно переводятся в кривые. Печатная форма изготавливается отдельно для каждой краски в макете. Листы бумаги предварительно режутся на карточки для печати изделия с технологическими полями и необходимыми метками.

Мы готовы использовать любую бумагу для печати, но традиционно самые выразительные результаты достигаются на хлопковых бумагах высокой плотности и пухлости. Дополнительные технологические особенности высокой печати можно прояснить в разделе «Дизайн для высокой печати — требования к макетам».

 

Затем печатник смешивает краски для печати с первой формы. Печатная форма приклеивается к плите, которая крепится к талеру печатного станка. Печатник делает приправку печатной формы — корректирует толщину подложки, чтобы обеспечить необходимую глубину рельефа отпечатка и равномерность красочного оттиска. Затем, после того как оттиск получается таким, как надо, печатник запускает двигатель пресса и вручную накладывает листы бумаги на тигель во время печати. Далее все повторяется для каждой краски в макете, с тем отличием, что каждую последующую краску нужно еще точнее прилаживать к предыдущему отпечатку — приводные метки должны сходиться идеально.

Когда печать завершена, наступает этап чистовой резки печатных изделий по обрезным меткам. Затем порезанные изделия сортируются и упаковываются — нашим фирменным знаком является заботливая упаковка каждой пачки визитных карточек в обертку из крафт-бумаги с обвязкой из льняного шпагата. Затем мы укладываем готовую продукцию в крафт-пакет с нашим логотипом и отдаем заказчику или передаем службе курьерской доставки, ведь заказы к нам приходят со всех концов страны.

История и развитие высокой печати

Рождение процесса

Высокая печать как таковая появилась на Востоке. Уже через 400 лет после Р.Х. в Китае и Японии вырезали деревянные таблички и делали отпечатки на увлажненной бумаге, тщательно притирая ее к гравюре. Ранние китайские денежные банкноты печатались именно с деревянных рельефных форм. До сих пор на праздники китайские мастера вырезают и печатают лубочные картинки «няньхуа». В Японии гравюра на дереве получила свое особое развитие в направлении «укиё-э», что с японского переводится как «картинки изменчивого мира».

В 1050 году некий китайский ремесленник Би-Шен изобрел набор из отдельных иероглифов. В XIII веке в Китае уже отливались металлические шрифты из олова, а чуть позже это изобретение проникло в Корею.

А в Европе, в Италии, в том же XIII веке, только начинают работать первые граверы по металлу и по дереву. Но гравюра стремительно развивается, и в XV веке во многих европейских странах широко распространяется печать с деревянных резных табличек и металлических гравированных досок: картинок религиозного содержания, игральных карт. Кроме того, с деревянных блоков печатаются цельногравированные книги – «блокбухи», в которых и текст, и иллюстрации вырезаются вручную на одной доске.

Основная проблема, связанная с подобными изданиями, — это трудоемкость изготовления самой гравюры, небольшая тиражестойкость печатной формы и очень сложная корректура. Поэтому печатные книги были очень дорогими и редкими, как и преобладавшие в то время рукописные издания Священного Писания, которые усердно изготавливались писцами в монастырских скрипториях.

Настоящую революцию произвело в середине XV века изобретение подвижных металлических литер, которые можно было комбинировать в любой последовательности и использовать многократно. Набор можно было редактировать, исправляя ошибки. Делать большее количество копий стало гораздо быстрее и проще.

Печатный пресс

История печати — это прежде всего история печатного пресса, и именно развитие машин определило дальнейшее развитие печати.

История печатного пресса, как принято считать, ведет свое начало с Иоганна Гутенберга, который в середине XV века  сконструировал свой знаменитый станок на основе конструкции винного пресса.

Никто достоверно не знает, как он выглядел, но предполагают, что он состоял из двух деревянных колонн, между которыми были закреплены балки, удерживавшие плиту (пиан) и основание (талер). Движение плиты происходило с помощью огромного винта, который вращали вручную.

Печатный процесс был довольно медленным, так как каждый отпечаток требовал ручного нанесения краски на печатную форму и размещения листа бумаги. Опытный печатник мог делать 300500 отпечатков в день.

Эта простая форма деревянного печатного пресса с винтом использовалась с различными изменениями вплоть до начала XIX века. В 1813 году Джордж Клаймер в Филадельфии изобрел стальной пресс, в котором не было винта — лишь сложная последовательность рычагов и балансиров. На новом прессе можно было делать отпечатки в два раза быстрее, чем на деревянном, и с гораздо большей силой, что позволяло запечатать бо́льшую площадь за один оттиск.

Эпоха паровых машин в высокой печати

Джеймс Ватт построил свой паровой двигатель в конце XVIII века, и это избавило  человечество он большого количества малопроизводительного ручного труда. Первые попытки использовать паровую тягу не увенчались успехом из-за отсутствия эффективной красочной системы — краску на печатную форму приходилось наносить все так же медленно и вручную. Вместе с изобретением автоматического красочного аппарата рождаются три типа печатных машин. В 1822 году Дэниел Тридуэл из Бостона построил первый тигельный пресс, работавший от паровой тяги. Это был прародитель нынешних тигелей. Фридрих Кёниг и Томас Бенсли создали в Англии в 1813 году первый цилиндровый пресс, а Уильям Баллок в Филадельфии изобрел ротационную машину примерно в 1865 году.
В 1819 году Тридуэл существенно улучшил свою машину, оснастив ее некоторыми элементами, которые сильно повлияли на строение печатных машин — вращающийся красочный диск и кипсейку (контейнер для краски).
Пресс Тридуэла получил развитие в машинах Исаака Адамса и Отиса Тафтса в 1830 году. Их машины достигали скорости в 1000 отпечатков в час. В 1858 году было произведено более 1000 машин в 57 различных размерах. Эти тигельные прессы были большими и не могли сравниться по скорости и качеству с цилиндровыми машинами, поэтому логично, что развитие тигельных машин продолжилось в станках меньшего размера.

В 1831 году Стивен Рагглс из Бостона создал маленький пресс, приводимый в действие с помощью ручного рычага. Тигель в данном прессе откидывался на петле, как створки двустворчатого моллюска. Этот принцип имеет один существенный недостаток — давление у основания «створок» больше. Этот конструкционный принцип получил широкое распространение в маленьких прессах, но в больших мощных машинах он не используется.

Пресс Гордона

Печатный пресс

Машина в нашей мастерской — классический и самый известный вариант «пресса Гордона»: эту модель выпускали на протяжении почти полувека. Нью-йоркский печатник Джордж П. Гордон создал свой первый пресс в 1851 году. В 1860 он представил пресс «Франклин» — по легенде, конструкцию пресса ему показал Бенджамин Франклин во сне. Конструкция оказалась настолько удачной, что вытеснила все остальные модификации. Новация Гордона позволила вывести тигель и талер (рабочие поверхности пресса) практически в параллельные плоскости, что избавило машину от проблем с неравномерностью давления. С 60-х годов XIX века почти все машины такого типа производились двумя компаниями: «Брэндтьен и Клюге» и «Чандлер и Прайс». Подавляющее большинство прессов в США построено компанией «Чандлер и Прайс» в Кливленде, штат Огайо. Наша модель пресса «Old Style» производилась до 1912 года. Ей на смену пришла вторая модель с усиленной конструкцией и несколько упрощенными деталями, что позволило удешевить производство, сделав его более массовым. Вторую модель в 1922 году сменила третья — «Крафтсман». Практика показала, что при неподвижном талере с печатной формой и движущемся тигеле проще обеспечить более высокую скорость работы, так как масса талера с печатной формой достаточно высока и при движении вызывает слишком большую инерционность. Дальнейшее развитие тигельных прессов пошло именно в рамках такой функциональной модели.

Новые скорости

Безумно ускорившийся ХХ век принес автоматизацию и в процесс печати. Производители сосредоточились на создании систем автонаклада для печатных машин. Кто-то преуспел больше, кто-то меньше. И тут загорается новая звезда — тигель в немецкой компании Schnellpressenfabrik AG — Гейдельберг. Их первый пресс увидел свет в 1914 году, когда кельнский печатник Гильке изобрел систему автонаклада, которой оснастили самый широко распространенный тигельный пресс в истории — до конца 70-хх годов ХХ века было продано более 160 тысяч машин. Немецкий инженерный гений создал быструю, точную машину со множеством тонких регулировок. Система централизованной смазки и возможность использовать дополнительные модули сделали этот пресс надежной и универсальной машиной для печатных производств любого размера. В нашей мастерской работает и такая машина — Heidelberg OHT 1971 года.